Через государственные закупки и коммерческие тендеры реализуется большинство товаров и услуг. ЭЦП для торгов стала обязательным атрибутом, без которого невозможно участвовать в них.
Что дает электронная подпись
Электронная подпись для участия в торгах предоставляет такие возможности:
- участвовать в коммерческих и государственных тендерах;
- покупать имущество банкротов (свыше 90 площадок);
- регистрировать онлайн-кассы в налоговой;
- ставить цифровое факсимиле на документах;
- сдавать отчетность в электронном виде;
- взаимодействовать с государственными порталами (59 сайтов).
Разновидности ЭПЦ для торгов
Некоторые коммерческие ЭТП могут требовать в дополнение к стандартному КЭП наличие специальных платных расширений — OID-ов. Эти правила устанавливаются самими ЭТП.
B2B-center и «Фабрикант» требуют КЭП с OID-ом, а коммерческие площадки РТС — тендер, Сбербанк-АСТ и ЕЭТП принимают КЭП без дополнений. Купить расширения можно в удостоверяющих центрах, сотрудничающих с торговыми площадками. Необязательно покупать OID впрок — можно заказать нужное расширение для интересующей ЭТП только при необходимости.
Для госзакупок по 44-ФЗ
Чтобы участвовать в электронных торгах и государственных закупках, требуется получить квалифицированный сертификат электронной подписи (КЭП). Таково условие 44-ФЗ. Полученный ключ позволит участвовать в закупках по капремонту (615-ПП) и торгах, определяемых 223-ФЗ организациям малого и среднего бизнеса.
КЭП используется участниками торгов на всех этапах:
- для регистрации в ЕИС;
- при подаче заявки на участие;
- выставлении своей цены на аукционе;
- подписании контракта.
Для торгов по 223-ФЗ и коммерции
Компании с участием государства, а также их дочерние подразделения проводят торги по правилам, определяемым ФЗ-223. Примером являются «Газпром», Сбербанк, РЖД. Этот же закон диктует правила торгов для коммерческих предприятий на отдельных электронных площадках.
ЭТП разделяются на 2 группы:
- универсальные, для любых товаров, услуг, заказчиков вне зависимости от их региона, например, B2B-центр, отдельная секция ЕЭТП;
- специализированные, где торги проводятся для отдельной компании, региона, отдельной сферы деятельности, в список площадок входят «Росатом», «ТЭК-Торг», «Аукционы Сибири», «Газмпромнефть», «РЖД».
Всего насчитывается свыше 200 специализированных площадок.
Для банкротов
Чтобы предотвратить экономические и финансовые злоупотребления при реализации имущества банкротов, оно распродается на открытых торгах. Таким способом увеличивается доходность и выплаты кредиторам.
Необходимость ЭЦП в торгах по банкротству продиктована стремлением повысить прозрачность сделок и увеличить ответственность организаторов. Более 60 площадок приглашают юридических лиц для участия в закупках.
Все больше ЭТП, как uTender, B2B-center, «Фабрикант», «Центр реализации» и «Центр дистанционных торгов», расширяя свою деятельность, настаивают на КЭП с дополнительными функциями. Поэтому перед участием в таких тендерах ознакомьтесь детально с формальными требованиями.
Требования к сертификатам подписи
Стандартные требования к ЭЦП устанавливают Федеральный закон 63-ФЗ и Приказ ФСБ РФ №796. В них расписана структура и содержание требований к электронной подписи. Обеспечение безопасности ЭЦП создается использованием алгоритмов шифрования, устойчивых к взлому.
Подбор кода с помощью программных или аппаратных средств должен занимать столько времени, чтобы делать этот способ неприемлемым в практическом плане. Ключ ЭЦП не должен жестко привязываться к какому-либо оборудованию или номеру узла.
Законодательство не обязывает, но практика и теория доказали, что наиболее дешевый и надежный метод обеспечения защиты — использование внешних ключей.
Компоненты ЭЦП не должны полностью размещаться на любом виде физического носителя.
Выработанные правила однозначно требуют шифрования программным способом на локальном компьютере. На внешнем носителе располагается ключ, который удостоверяет подлинность документа, его аутентичность и отсутствие изменений.
Стандарты запрещают для шифрования данных использовать облачный сервис, не имеющий сертификата от государственных органов.
Где и как получить ЭПЦ
Любой удостоверяющий центр, прошедший аккредитацию, может выдавать КЭП:
- поставщикам по 44-ФЗ;
- покупателям и поставщикам по 223-ФЗ;
- участникам торгов, где реализуется имущество банкротов.
Для подачи заявки на выпуск КЭП необходимо лично прибыть в УЦ. После сверки личности и приема заявления на оформление ключа может потребоваться от 1 часа до нескольких дней.
Выдача КЭП производится в отделении УЦ лично либо иному физическому лицу, имеющему соответствующую доверенность. Выдача электронной подписи также требует посещения УЦ с оригиналами документов или заверенными копиями, на основании которых оформляется сертификат.
Максимальный срок действия сертификата — 15 месяцев, после чего требуется новое оформление. Стоимость КЭП начинается от 3000 руб. Величина оплаты определяется проверкой всех условий и системы и приобретением дополнительных возможностей сертификата.
Документы для оформления ЭЦП
Приобретение и получение сертификата КЭП требует такого пакета документов:
- паспорт лица, на которого оформляется сертификат;
- ИНН;
- СНИЛС;
- заявления на регистрацию подписи;
- доверенности на лицо, которое будет получать сертификат.
Это типовой набор бумаг. При обращении в УЦ лучше уточнить этот список, поскольку в него могут вноситься дополнительные позиции.
Работа с ЭПЦ на ПК
При изготовлении документа и заверении электронным сертификатом должны строго соблюдаться следующие правила работы с бумагами:
- владелец ЭЦП должен видеть и прочитать содержимое заверяемого документа;
- процесс подтверждения должен быть виден и понятен обладателю сертификата;
- завершение подтверждения документа должно однозначно трактоваться пользователем.
Сертификат ЭП для ИП должен точно указывать на своего владельца во избежание спорных ситуаций с государственными органами или коммерческими контрагентами.
Правила распоряжения правами ЭЦП
Чтобы повысить безопасность предприятия, не используйте одну и ту же ЭЦП для всех операций.
В каждой сфере деятельности применяйте отдельную электронную подпись:
- для работы с учредительными документами организации;
- для участия в торгах, связанных с продажей и покупкой, — раздельно;
- для доступа к бухгалтерской документации.
При планировании штатной структуры компании следует учитывать возможность увольнения сотрудника, на которого оформлена ЭЦП. Для этого нужно предусмотреть возможность быстрого переоформления сертификата на иное лицо. Такие услуги предусмотрены в некоторых УЦ.
Даже на руководителя предприятия не стоит делать единую ЭЦП, поскольку в случае ее утраты деятельность компании остановится на длительный срок. Еще более тяжелые последствия наступят в случае ее похищения.
Имея на руках ЭЦП, можно полностью перехватить управление предприятием.
Поэтому первая ступень безопасности — тщательное и продуманное распределение прав под каждую ЭЦП (должность). Безопасность только возрастет от выпуска КЭП для сотрудников, каждый из которых будет обладать правами в строго очерченных границах.
https://youtube.com/watch?v=oNj5Jo_NDO4