Необходимо учитывать при выборе КЭП, что это такое электронное средство, которое обладает высокой юридической значимостью и степенью защиты, имеет широкую сферу применения. Квалифицированная цифровая подпись предназначена для ведения документооборота, отправки отчетности в ФНС, обращения в госорганы, участия в торгах удаленно и т.д.
Что такое квалифицированная электронная подпись
ЭЦП – это зашифрованные с помощью криптографических технологий данные в электронно-цифровой форме, предназначенные для интенсификации юридического или физического лица в цифровом документообороте.
Квалифицированная ЭП, по законодательству РФ, признается аналогом собственноручной (сделанной ИП или руководителями предприятий), используется при наличии сертификата.
КЭП выпускают в виде файла со сведениями о владельце и данными о завизированном документе в зашифрованной форме. Код, ключ для проверки записывают на специальную флеш-карту (токен).
Чем отличается от неквалифицированной подписи
КЭП и НЭП создают с применением программ шифрования, сохраняют на специальных носителях и выдают заявителям в удостоверяющих центрах (УЦ).
Разница цифровых виз заключается в назначении, уровне защиты, правилах использования, сроке действия и пр.
В отличие от НЭП квалифицированная ЭЦП:
- создается с помощью программного обеспечения, проверенного и утвержденного ФСБ;
- обладает более высокой категорией защиты;
- имеет юридическую силу без выпуска дополнительного разрешения;
- отличается более широкими возможностями использования;
- размещается только на специальном физическом носителе;
- подтверждается сертификатом и приравнивается к бумажному документу с подписью владельца.
Как устроена усиленная КЭП
ЭП – это информация в цифровой форме, прикрепленная к электронному документу и подтверждающая авторство физического или юрлица. Подпись формируется с помощью ключей (открытого и закрытого), которые сохраняются на защищенном носителе.
С токена невозможно напрямую скопировать данные, он не распознается на персональном компьютере и дисках без специальных допусков.
Для использования УКЭП необходимо установить ее на свой ПК. После этого у владельца цифровой подписи появится возможность подтверждать документы, проходить авторизацию на порталах и т.д.
Открытый ключ
Открытым ключом называется набор сгенерированных криптопровайдером символов. Сведения о закодированной информации указываются в квалифицированном сертификате для подтверждения КЭП. Данные из открытого кода необходимы для проверки подлинности визы владельца и могут применяться всеми пользователями системы.
Закрытый ключ
Закрытый ключ формируется криптопровайдером, однако, в отличие от открытого, относится к конфиденциальным сведениям. Сгенерированный код должен быть защищен и использоваться при соблюдении правил контроля.
Владельцам ЭП запрещено передавать сведения другим лицам. Данные можно размещать только на специальном носителе, на котором устанавливают пароли доступа.
При получении закрытого ключа злоумышленники могут подписывать электронные документы от имени владельца. Во избежание утечки сведений необходимо размещать шифр в единственном экземпляре на цифровом носителе и не переносить данные на компьютер.
При утере устройства для хранения данных требуется обратиться в удостоверяющий центр, отозвать сертификат, чтобы сделать подпись недействительной.
В каких случаях применяется КЭП
Квалифицированная ЭП используется для:
- передачи отчетов в государственные органы;
- участия онлайн в качестве заказчика либо поставщика в электронных торгах;
- работы с информационными госпорталами;
- обмена документами ИП, юрлица с ФНС;
- оптимизации документооборота на предприятии;
- регистрации онлайн-кассы;
- совершения гражданско-правовых сделок и т.д.
При закупках и торгах
Квалифицированная цифровая подпись необходима для подачи заявок в госзакупках по федеральным законам №№ 223-ФЗ, 44-ФЗ и на других торгах онлайн.
После регистрации на специализированных площадках владелец (физическое либо юрлицо) может подавать заявки, обмениваться документацией с поставщиками, операторами портала. Для совершения сделок, участия в торгах онлайн принимается только КЭП.
При использовании государственных интернет-ресурсов
С помощью квалифицированной ЭП на портале «Госуслуг» можно:
- регистрировать ООО или ИП;
- запрашивать официальную статистику в «Росстате»;
- корректировать регистрационные сведения о компании;
- получать патенты на изобретения;
- отправлять заявки на оформление документов и пр.
ЭЦП применяют также при обращении на:
- Портал customs.gov.ru. На сайте можно отправлять и утверждать транзитные декларации, разрешительные бумаги, сопроводительные документы, регламенты по нюансам хранения товара, отчеты ОЭЗ. КЭП для проведения операций на официальном сайте таможенной службы должна соответствовать требованиям организации.
- Сайт gge.ru («Главгосэкспертиза»). С помощью электронной визы можно отправлять проекты, тесты экспертизы, результаты изысканий, одобренные документы на строительство, заверять чертежи, сметы, пояснительные справки, вносить данные о ценах на электронные ресурсы во ФГИС ЦС.
- Площадку информационной системы ГАС «Правосудие». На сайте можно удаленно подписывать обращения в судебные инстанции (иски, заявления, ходатайства, обращения клиентов, жалобы), цифровую документацию и пр.
- Портал системы «Честный знак». После регистрации на сайте пользователям разрешено удаленно отчитываться о поставках, реализации, приемках товаров, подлежащих маркировке (лекарственных средств, обуви, парфюмерии, текстиля, фототехники, велосипедов, автомобильных покрышек и пр.).
При «Росаккредитации»
На портале fsa.gov.ru пользователи могут подать заявку на аккредитацию, направить декларации о подтверждении стандартов, прекращении действия разрешения на осуществление деятельности и т.д. Для организации цифрового документооборота необходимо авторизоваться на сайте.
При отправке отчетностей
Получившие квалифицированную ЭП лица имеют право направлять налоговые декларации в ФНС, отчеты о страховых взносах, справки 2-НДФЛ, отчеты по НДС.
На площадке nalog.ru можно узнать сведения о переплатах, неуплатах, взысканиях, проверять расчеты, оформить ИП или юрлицо, зарегистрировать кассу онлайн, получить вычет. Для предпринимателей доступно изменение системы уплаты налогов удаленно.
На портал пенсионного фонда в электронном виде с визой КЭП можно передавать:
- СЗВ-М;
- ДСВ-3;
- СЗВ-ТД.
Через интернет с цифровой подписью можно направлять отчетность в:
- «Росфинмониторинг»;
- «Росстат»;
- МВД и пр.
При обмене электронными документами
Удобно использовать КЭП для обмена цифровой документацией с подрядчиками, клиентами, поставщиками, работниками предприятия и пр.
С помощью КЭП руководитель онлайн подтверждает:
- трудовые соглашения;
- рабочие инструкции;
- правила безопасности на производстве;
- заявления на увольнение;
- отчеты о начислениях авансов;
- приказы на отправку сотрудников в командировки;
- графики отпусков и т.д.
После организации ЭДО с контрагентами предприниматели смогут оформлять:
- счета-фактуры;
- накладные;
- УПД;
- акты и пр.
Как получить квалифицированную ЭП
Оформить КЭП можно в аккредитованных удостоверяющих центрах.
Для этого необходимо отправить онлайн-заявку на выдачу электронной подписи и выбрать способ получения:
- в офисе УД или партнерских подразделениях в регионе;
- дистанционно по биометрическим данным либо с помощью рабочей ЭП;
- с доставкой в офис, на дом.
Можно ли оформить универсальную
По законодательству разрешено получение 1 универсальной ЭЦП для всех видов операций в онлайн-формате, цифрового документооборота. Предварительно необходимо проверить изменения к требованиям к применению КЭП на государственных порталах, площадках и полномочия регионального УЦ.
Необходимый пакет документов
Для оформления КЭП необходим минимум документов:
- паспорт гражданина РФ;
- СНИЛС.
По желанию или при дополнительном запросе попросят:
- свидетельство ОГРНИП или ОГРН;
- ИНН.
У индивидуальных предпринимателей могут запросить государственный регистрационный номер об оформлении физлица в качестве ИП. Юрлицам нужно предоставить дополнительный пакет документов, подтверждающий соответствие полномочиям.
Куда обращаться
Услугу можно получить в региональном удостоверяющем центре. Список прошедших аккредитацию УЦ представлен на официальном портале Минцифры. Физические лица могут обратиться в ближайший региональный МФЦ. Для применения ЭЦП требуется установка дополнительного программного обеспечения.
Сроки изготовления
Процесс оформления квалифицированной ЭП занимает около 15 минут. В рамках оказания услуги по выдаче КЭП действует принцип экстерриториальности, т.к. заявитель имеет право обратиться в любую УК или налоговую организацию независимо от региона оформления предприятия, места жительства руководителя. Срок действия ЭП, предоставленной УФНС РФ, – до 15 месяцев.
Стоимость КЭП
Время оформления регулируется удостоверяющим центром. Цена услуги составляет 2 000–3 000 руб. в зависимости от региона.
При выдаче квалифицированной цифровой подписи с токеном стоимость увеличивается до 6 000 руб.
При подаче заявления через налоговую службу доступно бесплатное оформление ЭП. Однако потребуется приобрести токен (от 1 000– 2 000 руб.), на который запишут данные о КЭП.