В эпоху рыночной экономики торговля между государствами развита на высоком уровне. Перемещения товаров через границу контролирует Федеральная таможенная служба (ФТС). Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) имеют возможность оформлять необходимые документы через интернет с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) для таможни.

Какой тип электронной подписи нужен для таможни
В таможенной службе действительной будет только усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) со специальными идентификаторами (OID). По требованию ФТС установлены ограничения в работе с КЭП. Обычная подпись для налоговой службы не подойдет для взаимодействия с таможней. Но КЭП можно использовать в налоговых и таможенных органах одновременно.
Получится ли работать без ЭЦП для таможни
Взаимодействовать с таможенными органами без ЭЦП в полном объеме не получится, т. к. некоторые деловые бумаги оформляются только через интернет (таможенная расписка, статистическое декларирование и т. д.). Часть документов можно предоставлять в электронном или бумажном виде. В последнем случае потребуются личное присутствие заявителя и больше времени на оформление.
Оформление ЭЦП для таможни
01.01.2022 вступили в силу изменения в закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ, коснувшиеся правил и порядка ее получения. Нововведений много, поэтому внедряться они станут постепенно и в полном объеме заработают с 01.01.2023. В переходный период будут действовать старые и частично новые нормы получения ЭЦП.

Куда обратиться для получения
Теперь получить квалифицированную электронную подпись можно только в Федеральной налоговой службе (ФНС). Предполагается, что будет создан удостоверяющий центр ФНС. Он станет основным и самым крупным участником среди других аккредитованных организаций. Выдача КЭП будет производиться в операционных залах региональных налоговых органов. С 01.01.2022 по 28.02.2022 сохраняется возможность получить ЭЦП в удостоверяющих центрах юридическим лицам, которые прошли аккредитацию по новым правилам. Такие подписи будут действительны до конца 2022 г.
С 01.03.2022 выдача ЭЦП организациям будет прекращена. Сотрудники таких компаний должны получить электронную подпись физического лица и использовать виртуальную доверенность от своего работодателя.
Необходимые документы
Для получения КЭП потребуются:
- заявление на получение;
- паспорт;
- СНИЛС.
.jpg)
В некоторых случаях юридическое лицо и индивидуальный предприниматель должны будут предоставлять дополнительно ИНН и ОГРН.
Кроме того, понадобится электронный носитель, на который записываются сертификат и ключ подписи. Он должен отвечать требованиям ФСБ России, ФСТЭК РФ (Федеральной службы по техническому и экспортному контролю) и иметь подтверждение об этом в соответствующем документе. Купить такие USB-носители (токены) можно в специализированных магазинах в интернете или у дистрибьюторов производителей. На 1 устройство записывается до 32 ключей и сертификатов.
Для применения КЭП необходимо установить на компьютер предпринимателя средства криптографической защиты информации (СКЗИ).
Это программа, которая работает с электронной подписью и шифрует документы.
Стоимость изготовления
Оформление ЭЦП в налоговых органах по новым правилам происходит бесплатно. Электронная информация, записанная на носитель, оплачиваться не будет. Но покупка оборудования и программы криптозащиты производится за счет обратившегося за подписью лица.
Стоимость подписи в удостоверяющих центрах зависит от региона и объема услуг, который оказывает УЦ. Если компания помогает со сбором, оформлением документации, покупкой и установкой необходимого оборудования, то все это войдет в стоимость ЭЦП. Цена за изготовление подписи начинается от 2000 руб.
Сроки оформления
Сделать ЭЦП для таможенного оформления в удостоверяющих центрах, одобренных ФТС, можно за 1–2 дня. За дополнительную плату подпись может быть изготовлена в срочном порядке за 1 час.
.jpg)
Сроки получения КЭП в налоговых органах зависят от загруженности учреждения на момент обращения и наличия необходимой информации о заявителе.
Изготовление ЭЦП может занять от 15 минут до 5 дней.
Декларация для ФТС с электронной подписью
Оформить товар на таможне без личного присутствия заявителя позволяет ЭЦП. В начале работы потребуется зарегистрировать «Личный кабинет» участника ВЭД на официальном портале ФТС. Для этого понадобится КЭП.
Декларирование товара через интернет происходит следующим образом:
- с помощью специальной программы документы заполняются, заверяются КЭП и направляются в таможенный орган;
- оператор пересылает декларацию в информационный центр ФТС;
- через региональное управление она попадает на указанный заявителем таможенный пост;
- после проверки декларации и досмотра товара инспектор таможни выдает разрешение на выпуск груза.
КЭП можно использовать на всех интернет-порталах и сервисах, а также при подаче налоговых деклараций.