Как подписать ПДФ-файл электронной подписью

Как подписать документ электронной подписью pdf Общие вопросы
Удостоверяющий центр

С электронной подписью (ЭП) имеют право работать предприятия и физические лица. Она наделяет информацию в цифровом виде юридической силой и приравнивает к бумажным вариантам. Знание того, как подписать документ электронной подписью pdf, позволит защитить данные и обеспечит грамотную организацию работы.

Электронная подпись
Электронная подпись позволяет подтвердить авторство электронного документа.

Виды электронных подписей

ЭП проставляют на электронные бумаги при подаче заявлений для участия в торгах и закупках, оформлении обращений в государственные структуры, обмене партнерскими соглашениями, переписке с законодательными органами. В России применение оттиска регулируется ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2013.

Используются три варианта визирования:

  1. Простой. Необходим для простановки в письмах, спецификациях в системах корпоративного документооборота. Подтверждается введением пар (логина-пароля), кодов и другими способами.
  2. Усиленный неквалифицированный (НЭП). Создается посредством программ криптошифрования, основанных на закрытом ключе. Идентифицирует владельца и помогает уточнить, были ли внесены изменения в подписанный файл после визирования.
  3. Усиленный квалифицированный. Создается при помощи криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей. Подтверждается квалифицированным сертификатом в бумажном и электронном форматах. КЭП выдается аттестационным центром, аккредитованным в Минкомсвязи.

Простая и неквалифицированная подписи делают документ юридически сильным только на основании нормативных актов Правительства РФ или договоренностей, принятых между коллегами, партнерами. При этом должна быть обеспечена возможность проверки личности подписанта.

Файл, завизированный КЭП, равносилен бумажному варианту, собственноручно подписанному ответственным лицом. В ситуации, когда законодательство не обязывает использовать строго разработанный вид подписи, стороны могут договориться о применении удобного формата.

Какие документы подписываются ЭЦП

Бумаги с электронной подписью могут применяться в любых правоотношениях, если на это не предусмотрен прямой запрет со стороны законодательства РФ.

Бумаги с ЭП
Электронная подпись придает документу юридическую значимость.

Проставить ЭЦП на бумаги требуется в следующих случаях:

  1. Сдача отчетности в ПФР, ФНС, ФСС, Росстат. Дистанционная передача деклараций экономит время и позволяет автоматически проверить отчеты на ошибки.
  2. Организация ЭД. Может быть налажена внутри компании и между деловыми партнерами. В статье 9 ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» отмечено, что в электронном виде с ЭП можно создавать любой первичный бухгалтерский бланк.
  3. Государственные услуги. Граждане имеют право визировать заявления через портал госуслуг, пользоваться персональным кабинетом на сайте ФНС, оформлять кредиты.
  4. Обращение в арбитражный суд. Согласно АПК РФ, завизированные электронные файлы заменяют бумажные.

Запрещено составлять и использовать в электронном виде бумаги строгой отчетности, требования к которым закреплены в законе.

Бланки с изображением герба РФ должны быть отпечатаны в типографии и подписаны лично. Применение ксерокопий и электронных форм не допускается. Кадровые решения, связанные с персональной информацией, также оформляют только на бумаге.

Как подписать электронной подписью документ pdf

Преимущества ЭП — быстрый обмен файлами, автоматизация их обработки, снижение издержек на подготовку и пересылку бумаг. ЭП используется при заверении файлов в формате pdf — скан-копий, презентаций, иллюстраций, таблиц, текстовой и проектной документации.

Подпись документа
Современные программные средства позволяют поставить электронную подпись на любых документах, в том числе pdf.

Для того чтобы заверить подобную информацию, потребуются:

  • подпись в электронном формате;
  • финальная редакция документа, которую запрещено корректировать после визирования;
  • действующий квалифицированный сертификат;
  • ПО, позволяющее визировать (плагин для pdf, онлайн-сервис, КриптоАРМ).

После подбора и внедрения программного обеспечения в контекстном меню появляется активный пункт «Мастер подписания». Следуя подсказкам в нем, можно выполнить визирование.

Подписываем с помощью программного комплекса КриптоПро CSP

Первоначально следует установить на персональный компьютер Acrobat Adobe Reader, модуль КриптоПро pdf, сертификат владельца ЭП и удостоверяющего центра.

Чтобы подписать pdf-файл в программе, следует сделать следующее:

  • открыть pdf-файл (допустимый размер — до 100 Мб);
  • перейти во вкладку «Инструменты» и выбрать ярлык «Сертификаты»;
  • нажать на опцию «Поставить цифровую подпись», выбрать область ее расположения;
  • выбрать цифровое удостоверение для подписи, нажать «Продолжить»;
  • выполнить предварительный просмотр и подписать;
  • просмотреть сообщение системы о выполнении операции.
КриптоПро CSP
КриптоПро CSP используется для создания ключей шифрования и ключей электронной подписи.

Служба отслеживания и пересылки позволяет передавать подписанные данные и получать уведомления об их просмотре адресатом. Отправить файл можно из КриптоПро — в этом случае партнер получит ссылку. Ее можно открыть в любой программе, работающей с отсоединенными ЭП.

Получение документов pdf, подписанных другими пользователями с помощью Adobe Sign

«Облачный» сервис Adobe Sign заменяет процесс традиционного подписания бумаг на электронный. Инструмент «Отправить на подпись» позволяет быстро просматривать письма от партнеров, визировать их с помощью веб-браузера, мобильного устройства. Дополнительно идет отслеживание всех этапов, вплоть до информирования адресата по электронной почте о передаче файла с просьбой о его визировании.

После сбора подписей стороны получают готовый pdf-документ. При его случайной утере можно обратиться в «облачное» приложение Adobe Content Cloud, где он хранится.

Подписание с помощью цифрового удостоверения

Алгоритм визирования подразумевает последовательное выполнение следующих действий:

  • в выбранном файле pdf перейти в раздел «Инструменты» и найти подпункт «Сертификаты»;
  • открыть блок и выбрать «Поставить цифровую подпись»;
  • в появившемся окне выбрать сертификат пользователя;
  • создать удостоверение для подписи, которое следует хранить в магазине сертификатов Windows;
  • проверить правильность введенной информации;
  • вставить подпись, следуя подсказкам.
Adobe Sign
Adobe Sign — это решение по работе с электронными подписями.

Специальные программы

Программное обеспечение КриптоАРМ и ViPNet CryptoFile позволяет быстро подписывать и отсылать файлы pdf. Сервисы отличаются по функциональности и установке, но при этом являются простыми и понятными в использовании.

КриптоАРМ

Универсальная программа разработана для шифрования и расшифровывания информации, проверки электронных ключей, работы с криптопровайдерами по алгоритмам, соответствующим требованиям ФСБ. Стартовая версия, где можно завизировать документы pdf, Word и Excel, предоставляется бесплатно.

В стандартной и базовой вариациях за дополнительную плату предусмотрены:

  • возможность генерации ЭП, проверки ее корректности;
  • шифрование и дешифровка файлов произвольных форматов;
  • поддержка модулей усовершенствованной подписи и другие опции.
КриптоАРМ
КриптоАРМ — это программа для электронной подписи и шифрования файлов и документов.

Визирование с помощью программы осуществляется последовательно:

  1. Войти в программу, выбрать опцию «Подписать» в меню.
  2. Ознакомиться с инструкцией.
  3. Выбрать файл, с которым планируется работать (размер — до 100 Мб).
  4. Оставить кодировку файла или поменять согласно персональным требованиям.
  5. Выбрать ЭП (отсоединенную или присоединенную), добавить свойство, комментарий, если необходимо.
  6. Отметить подходящий сертификат.
  7. Сохранить профиль, если необходимо создать шаблон для подписания нескольких однотипных документов.
  8. Нажать «Готово» и получить уведомление о проведенной операции.

ViPNet CryptoFile

Бесплатное программное приложение позволяет подписывать архивы, ставить ЭЦП на изображениях, таблицах, партнерских соглашениях, текстовых файлах. Недостатком ViPNet является возможность добавления только одного электронного оттиска.

Работа с бумагами осуществляется по cледующему плану:

  • найти нужный документ в главном списке;
  • правой кнопкой мыши вызвать меню и выбрать опцию «Подписать»;
  • получить на выходе файл с автоматически проставленной подписью и расширением .sig.
ViPNet CryptoFile
ViPNet CryptoFile — это программа для защиты файлов и безопасной их передачи в интернете.

Использование веб-сервисов

Проставить ЭП в файлах можно с помощью онлайн-сервисов в интернете. Многие пользователи выбирают Контур Крипто, который позволяет бесплатно проверять и генерировать оттиски онлайн, расшифровывать и зашифровывать файлы. Визировать информацию можно в любом формате, по отдельности, пакетом или архивом rar.

Доступ к сервису открывается после регистрации и автоматической установки на компьютер для выполнения преобразований.

Подписать файлы пдф удобно в таком порядке:

  • загрузка подлежащего заверению документа;
  • выбор доступного сертификата;
  • создание ЭЦП онлайн;
  • визирование с помощью соответствующей опции, автоматическое формирование папки с готовым файлом, которому присвоено расширение .sig.

Сервер позволяет отправлять завизированные бумаги и предоставлять адресату ссылку на сохраненную в Крипто Контур папку. Оригинал ЭД, файла, сертификата с подписью и инструкцией по ее проверке можно передать по email.

Формирование и получение заверенных файлов pdf в любой из выбранных программ происходит оперативно. Наличие дополнительных опций и допустимый объем визируемых документов зависят от выбора версии и типа программного помощника.

Оцените статью
obecp.ru
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.