Электронная подпись (ЭП) для физических лиц — удобный инструмент, позволяющий заверить документ так, чтобы постороннее лицо не смогло изменить его содержание. Существует несколько видов ЭП, различающихся между собой функциональностью, способом выдачи, сроком действия.
Зачем физическому лицу ЭЦП
Наличие цифровой подписи упрощает жизнь физическим лицам.
ЭЦП можно пользоваться в таких случаях, как:
- Получение государственных услуг в удаленном режиме. Примером может служить оформление загранпаспортов. Несмотря на то что за оригиналом документа придется сходить в миграционную службу, подать заявку и необходимые официальные бумаги можно, зайдя на портал госуслуг. Плюсом является и то, что при таком способе взаимодействия с государственными органами положена льгота по оплате госпошлины (положение действует до конца 2020 г.). С помощью ЭЦП можно подать заявку на смену удостоверения водителя, проверить штрафы и налоги, направить заявку в ПФР и др.
- Взаимодействие с налоговой инспекцией. При необходимости получить налоговый вычет, сдать декларацию, уточнить информацию по налогам не нужно идти в налоговый орган. Все это можно сделать, зайдя в личный кабинет на сайте УФНС. Любое заявление заверяется личной ЭП.
- Взаимодействие с Росреестром, ФССП, районными и арбитражными судами. Во все эти службы можно обратиться, имея ЭП.
- Участие в электронных торгах. Пользоваться цифровой подписью удобно тем, кто хочет поучаствовать в работе электронных площадок. Для физических лиц имеются некоторые ограничения, но пройти обучение или заняться репетиторством может любой желающий.
- Подача заявления на поступление в учебное заведение. Не все вузы и ссузы принимают заявки в электронном виде, но перечень таких учебных заведений постепенно расширяется.
Виды ЭЦП
Физическим лицам предлагаются следующие виды электронных подписей:
- Упрощенная ЭП. Имеет минимальный уровень защиты. Используется для написания писем в контролирующие и муниципальные органы, записи на прием к врачу и т. д.
- Неквалифицированная ЭП (НЭП). Имеет более профессиональный уровень защиты. Используется для подписания электронных документов, для которых не предусмотрено визирование печатью. Примером могут служить гражданско-правовые договоры, акты выполненных работ, заявления на предоставление муниципальных услуг. Неквалифицированная подпись проходит обязательную регистрацию в специализированных центрах. Получить ее можно бесплатно при личном обращении и предъявлении паспорта.
- Усиленная квалифицированная ЭП (УКЭП). Это самый защищенный вариант для физических лиц: ключ проверки этой подписи регистрируется через органы ФСБ. Граждане, имеющие УКЭП, могут заключать с ее помощью любые юридические сделки.
Как пользоваться электронной подписью
Механизм использования ЭЦП зависит от ее вида:
- Проще всего пользоваться упрощенной ЭП. Например, при подтверждении банковской транзакции гражданин заходит в интернет-банк с помощью логина и пароля, которые и служат упрощенной ЭЦП. Совершаемые операции подтверждаются кодом, полученным посредством SMS. Эти действия позволяют системе убедиться в том, что операции выполняет владелец банковского счета. Защита от мошенников при таком способе подтверждения своей личности низкая. Злоумышленник может украсть телефон и воспользоваться им для снятия денег со счета.
- НЭП хранится на сайте компании, с которой взаимодействует клиент. Примером может служить сотрудничество с налоговой службой. ЭП в виде логина и пароля физическое лицо получает лично при посещении инспекции. Затем ему надо зарегистрироваться на сайте УФНС, открыв личный кабинет. В любой момент клиент может зайти в ЛК, совершить необходимые действия, а система подтвердит их.
- Немного сложнее приходится владельцам УКЭП. Гражданин должен установить специальное программное обеспечение, вставить флеш-карту, полученную в специализированной компании, занимающейся выдачей ЭП, авторизоваться на сайте компании, с которой предстоит работать (госуслуги, суд и др.), и следовать дальнейшим указаниям веб-ресурса.
Срок годности сертификата
Наиболее часто ЭП выдается на 12 месяцев. После завершения срока действия ее необходимо продлить.
Инструкция по бесплатному получению подписи
Оформление простой и неквалифицированной ЭП проводится бесплатно.
Следующая инструкция поможет тем, кто не знает, как получить электронную подпись для физического лица на сайте государственных услуг:
- Зайти на сайт и пройти регистрацию, для чего указать ФИО, номер мобильного телефона и адрес электронной почты. После проверки системой внесенной информации на указанный при регистрации e-mail придет код доступа, позволяющий создать личный кабинет (ЛК).
- По полученному коду зайти в ЛК и завершить внесение информации (паспортных данных, СНИЛС, ИНН) в свой профиль. Указанная информация проверяется системой, на что уходит около 10 минут. На e-mail приходит письмо, подтверждающее регистрацию ЛК, что означает, что упрощенная подпись создана.
- Посетить специализированный центр для оформления НЭП. Адреса компаний, предоставляющих данную услугу, можно найти на портале госуслуг. Проще всего обратиться в ближайший многофункциональный центр (МФЦ).
Неквалифицированная подпись оформляется на основании паспорта и СНИЛС. Эти документы следует предъявить сотруднику МФЦ, который после проверки выдаст код-пароль для ввода в ЛК на портале госуслуг.
После получения НЭП в личном кабинете рекомендуется внести дополнительные сведения о себе — номера загранпаспорта, военного билета и медполиса, информацию об автомобиле и водительском учреждении (при наличии).
Платные методы получения квалифицированной подписи
Сперва надо определить, для чего нужна УКЭП — оформления имеющих юридическую силу документов, участия в электронных торгах и др.
После этого следует отправить онлайн-заявку. Сделать это можно на сайтах удостоверяющего центра или госуслуг через интернет. На адрес электронной почты придет счет, оплатить который можно в онлайн-режиме.
На заключительном этапе надо посетить удостоверяющий центр для получения УКЭП и получить на руки:
- ключ доступа — флеш-накопитель;
- программное обеспечение, которое необходимо установить на компьютер;
- лицензию и сертификат, подтверждающие действие цифровой подписи.
Необходимые документы
При посещении удостоверяющего центра при себе необходимо иметь:
- заявление по форме удостоверяющего центра;
- копию паспорта — разворот с фото и местом регистрации, оригинал паспорта;
- СНИЛС;
- ИНН.
В зависимости от компании, для выпуска ЭЦП могут потребоваться и другие официальные бумаги.
Куда обращаться
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись можно, обратившись в удостоверяющий центр, аккредитованный в Министерстве связи РФ. Адреса компаний, предоставляющих данную услугу, опубликованы на сайте госуслуг.
Стоимость услуги
Узнать о стоимости ЭЦП (минимум 700 руб.) можно на сайте или в телефонном разговоре с оператором горячей линии. Электронная подпись действительна 1 год, после чего ее надо снова заказать и оплатить.