Когда возникает необходимость удаленно подписывать юридические документы, у людей нередко возникают затруднения и вопросы. Не все понимают, как выглядит электронная подпись, в каких ситуациях ее возможно использовать.

Что такое электронно-цифровая подпись
ЭЦП представляет собой специально сгенерированный файл с числовыми символами. Его крепят к электронным документам.
При наличии подобного файла можно выяснить:
- кто поставил подпись;
- когда это произошло;
- обладал ли подписант правом на это действие.
Зачем нужна
ЭЦП необходима в ситуациях, когда в работе требуется использовать электронные документы. Ее применяют для сдачи отчетов, получения услуг в режиме онлайн, автоматизации внутреннего оборота бумаг, заключения контрактов и договоров.
Юридические лица могут:
- оформлять заявки на патенты;
- передавать налоговые декларации в режиме онлайн;
- участвовать в торгах;
- подписывать служебные документы;
- принимать на работу сотрудников удаленно.
Физическим лицам доступны другие опции:
- получить государственную услугу через онлайн-сервис;
- подать заявление на поступление в вуз либо на зачисление сына или дочери в школу, детский сад;
- устроиться на работу дистанционно;
- получить патент либо разрешение;
- подать в суд иск либо жалобу.
Как устроена
ЭП представляет собой файл, содержащий уникальную цифровую последовательность. Формируется из открытого и закрытого ключей. Первый доступен всем. В нем содержатся сведения о владельце подписи.
Требуется он для проверки подлинности подписанных бумаг. Второй есть лишь у владельца ЭЦП. Храниться он может на ноутбуке, флешке, сим-карте либо иных токенах.
Формирование подписи происходит в специальной программе, СКЗИ (средство криптографической защиты информации). С ее помощью подписывают документ.
При этом создается хэш-сумма, представляющая собой строку из символов. Закрытый ключ ее шифрует. Возникает файл с ЭЦП, который отправляется получателю вместе с документом.
При открытии СКЗИ адресат формирует хэш-сумму документа и открытым ключом расшифровывает подпись. Результаты сравниваются. Если они совпали, документ легитимен.
.png)
Виды ЭЦП
Различают 3 разновидности ЭЦП.
Простая
Самый доступный вариант. Представляет собой логин и пароль, подтверждающие акт регистрации в системе. А также включает одноразовые коды, приходящие в СМС-сообщениях либо на email.
Обеспечивает возможность совершать покупки в режиме онлайн. Примером являются подтверждения оплаты в кодах из СМС, отправляемых мобильными банками. Используется при подписании заявки на услуги, обращения в органы власти.
Из-за уязвимости данного вида ЭЦП применение его при работе с коммерческой либо государственной тайной не допускается. Гарантий, что документ не был подменен, подписан не посторонним, нет. При спорной ситуации проверку будет осуществлять арбитражный суд.
Усиленная неквалифицированная
Для создания такой подписи применяются усложненные программы, что затрудняет подделку. Применима во внутреннем документообороте. Договоры могут подписываться в ситуациях, когда между сторонами действует соглашение о доверии.
Генерируются внутри фирмы либо сервиса при помощи не требующего оплаты инструментария. Государством не контролируется. Из-за отсутствия защит, которым власти доверяют, в судебных органах использование таких подписей невозможно.
Важно, чтобы сотрудники не получали доступа к подписи руководителя либо друг друга.
В противном случае возникнут затруднения с доказательствами, что документ заверил человек, не имевший на то прав.
Усиленная квалифицированная
Наиболее надежный вариант, подтвержденный квалифицированным сертификатом, отвечающим требованиям Федеральной службы безопасности.
Программа, предназначенная для работы с подобными подписями, также одобряется ФСБ. Гражданам, доверенным лицам компаний либо ИП потребуется для получения явиться в удостоверяющий центр. Руководители ООО, индивидуальные предприниматели вынуждены обращаться в налоговую.
Поскольку подпись дополнительно проходит проверку по 2 реквизитам, можно установить, была она похищена, утрачена либо просрочена.
Взлом сильно усложнен, почти невозможен. Использовать КЭП разрешается в работе с любой документацией. Ее принимают арбитражные, районные суды, а также налоговые.
Передача третьим лицам, посторонним строго запрещена. Если такое произойдет, подпись посчитают скомпрометированной, ее аннулируют.
Как они выглядят
Увидеть ЭП возможно не всегда. Иногда это ключ из символов или изображение. В других ситуациях – не определяющаяся визуально информация, присоединенная к другой. Проверить можно лишь то, что бумаги были подписаны.
Образцы подписей
Ознакомиться с образцами электронных цифровых подписей возможно на фото. Рассмотреть пример получится, например, в аккаунте налогоплательщика на справках 2-НДФЛ.
.png)
Внешний вид подписанных документов
На электронных документах ЭЦП будет отображаться по-разному. Зависит это от того, какой метод защиты предусмотрен для отдельного вида сведений.
Возможны следующие варианты:
- Набор из цифр и букв. Пользователям может казаться случайным, рандомным, но на деле указывает на записанный в проверочном сертификате ключ.
- Графическая картинка. Напоминает стандартный штамп, в который включены подпись ответственного лица, печать предприятия. Дополнительно возможно создать стикер, содержащий задание либо сообщение получателю. Он будет высвечиваться на экране. Такой функционал доступен, например, в разработанном отечественными программистами сервисе «КАРМА».
- Невидимая ЭЦП. Надежнейший метод защиты. Поскольку увидеть подпись не получится, подделать ее тоже не удастся. Вместо визуального отображения подписи ЭЦП генерируется в форме метаданных. Убедиться, что документ заверен, можно по значку в нижней части монитора. Редактированию файл не подлежит.
ЭП на бумажном носителе
Если документ распечатать, на нем ЭЦП не будет изображена. Подпись представляет собой действие по криптографическому шифрованию сведений. На бумажном носителе человеку придется оставлять автограф вручную.